Телефон : +998 71 230-53-01
Адрес: ул. Кирк-Киз, 10

Как MUIC помогает резидентам? (Часть-2)

blog img

Часть вторая, продолжение интервью с Улугбеком Байдадаевым, директором компании «SMARTGEO».

Увлекательная беседа и полезные советы от профессионала своего дело!

— А наш центр, который, кстати, тоже госструктура, как-то помогает Вам в работе, в продвижении Ваших интересов?

— В целом, хотелось бы поблагодарить MUIC за те процессы, которые инициируются на протяжении всего времени его существования. Радует, что в последнее время нас начали собирать, выслушивать наши вопросы и проблемы. Вот вы берете у меня интервью, это говорит о том, что MUIC сейчас стал исследовать более глубоко область, в которой работает. То есть с одной стороны, существование MUIC отвечает интересам нашего общества, а с другой, есть много проблем, которые всё ещё не решены. Много «но» в плане сохранения, применения и, возможно, даже расширения льгот в отношении компаний с широким спектром IT-услуг. MUIC должен расставить точки над i в этом вопросе. Надо активнее встречаться, поднимать проблемы резидентов перед руководством страны, решать эти проблемы, проводить форумы, конкурсы, пропагандировать IT в целом.

Я не считаю себя экспертом по развитию IT в нашей стране, но мне кажется, нам нужно если не замахнуться на строительство собственного наукограда, то хотя бы глубоко изучить и внедрить опыт успешных парков высоких технологий, не изобретая при этом собственного пути развития. Хочется, чтобы MUIC перешёл от администрирования к чему-то более глобальному и амбициозному. Как раз вчера я отвечал на ваш последний опросник. И знаете, у меня все ответы были негативные, не в пользу центра. Да, мы сократили свои издержки за счет налоговых льгот, но ни поддержки в получении государственных заказов, ни помощи в продвижении наших проектов у нас пока практически нет. Возможно, у MUIC для этого просто недостаточно рычагов. Хотя в одном из последних постановлений было написано, что резиденты центра имеют приоритет при реализации госпроектов. Получается, не хватает, скорее, некоего механизма, который бы обеспечивал прозрачность и правильность выбора. Мы несколько раз по запросу MUIC выражали заинтересованность в тех или иных проектах, но эффекта от этого ноль. Мы свой фидбэк дали, нам от центра ничего не пришло. Хотелось бы задать вопрос: были такие-то письма, обещали такие-то проекты – что со всем этим? И получить ответы. Иначе сами резиденты начинают думать, что «всё это договорное, для своих» и т. д., (действительно, по просьбе Администрации Президента Республики Узбекистан, несколько раз инициировались встречи с резидентами MUIC, на которых компании-резиденты делились своими проблемами и говорили о наболевшим – все это было передано в вышестоящие органы.) На данный моменты вопросы резидентов пока остаются открытыми, и МУИЦ тоже ждет решение этих вопросов со стороны координирующих деятельность Инновационного Центра ведомств, таких как НАПУ и других министерств — прим. ред.)

И большая просьба MUIC: публикуйте собственную аналитику рынка IT, какой бы «оптимистичной» она ни была. MUIC уже почти два года, за это время накопилось много разной финансовой информации, отчёты резидентов и т. д. Подобный обзор и анализ всем нам дал бы повод для размышлений, а с другой стороны, что это, как не продвижение резидентов?

 А какие Вы видите препятствия, мешающие вести IT-бизнес, если говорить о взаимодействии государства и бизнеса более глобально?

– Вообще, я отношу себя к либералам, но в отношении нашей IT-отрасли у меня, скорее, консервативные взгляды. IT-отрасль у нас находится на начальном этапе своего становления и взвешенный протекционизм нам не помешает. Мы должны определить стратегию отрасли, что именно мы хотим получить в результате её развития. Нет смысла, для примера, начинать производство серверов или разрабатывать собственные операционные системы, но нужно поддерживать развитие собственных товаров и услуг, имеющих экономическую целесообразность. Ведь нашему бизнесу очень сложно конкурировать с компаниями из других стран, которые успешно развивались и поддерживались своими государствами десятилетиями. Зарубежные компании обязательно нужно допускать к нашему рынку, но только в тех проектах, которые мы сами не в силах реализовать. И если вы меня спросите, почему нам вообще нужно создавать собственные продукты, я дам вам очень простой ответ: обычно на тендерах решающим фактором оказывается цена, но цена, на самом деле, далеко не так важна. Важна суммарная стоимость владения продуктом, в которую входят и лицензионные отчисления, и стоимость технической поддержки в последующие годы. При таком подсчёте, как правило, стоимость владения отечественным продуктом в разы ниже! Поэтому нужен, повторюсь, взвешенный протекционизм. И в целом, такую отрасль, как IT, которая в том числе связана и с развитием интеллекта всей нации, я бы вообще освободил от всего обременительного и вывел в приоритеты развития страны.

 Какие уже сейчас есть интересные IT-проекты в Узбекистане?  Что хотели бы отметить, на что стоить обратить внимание?

– Я скептически отношусь к возвеличиванию стартапа как «идеи» и созданию на базе этой «идеи» мощного движения потоков юных дарований. Как правило, 90% стартапов превращаются в «стартдауны». Я за более фундаментальные подходы, развитие инженерии. Но кое-что интересное все-таки у нас есть. Молодые ребята из Ферганской долины придумали, как можно экономить воду, управляя водяными насосами при помощи наших трекеров. Кратко суть их идеи: подключив трекеры к автоматике насосов, вы не только видите на карте, какой насос как работает, но и можете удаленно подавать команду на его включение или выключение, автоматизировать процесс подачи воды в сельхозугодья. Меня поразил нестандартный подход ребят. Они интегрировали наши трекеры с разработанной самостоятельно автоматикой и сказали: давайте посотрудничаем. Мы были рады им помочь, предоставили наши ресурсы для создания опытного образца, который сейчас проходит тестирование, готовы доработать для них интерфейс, чтобы он стал заточен именно под их задачи.

Еще пример. На одном из первых форумов MUIC я познакомился с Бахтиёром Хасановым. Он поделился со мной своими наработками, которые в случае внедрения, совместно с проектом UZGPS, смогут вывести аналитику пассажиропотока транспортных компаний на качественно новый уровень.

Очень радует работа с мыслящими, молодыми и дерзкими, которые если еще и не сметают преграды на своем пути, то уже отказываются принимать устоявшиеся принципы. Как и в любом бизнесе, тут есть заинтересованность в финансировании, и, я считаю, Инновационный центр тоже должен активнее помогать своим резидентам в этом направлении.

  А вообще, работа в какой части IT может быть наиболее прибыльной в ближайшее время?

– Наверное, сектор финансовых IT-услуг будет развиваться динамичнее других. Собственно, этот сектор у нас и так активно развивался, но для меня в несколько странных формах. На Западе каждый может с собственного смартфона зайти в банк, осуществить платежи и так далее, и там не нужны никакие посредники для этого. Также очень перспективным мне кажется внедрение продуктов информационной безопасности. Мы уже давно перешли границы цифрового мира и с каждым днем вопросы защиты данных становятся все более актуальными.

 И каков итог нашей беседы и, одновременно, прогноз сфере высоких технологий в стране?

– Мы все сейчас живем большими надеждами. Те процессы, которые идут сейчас, и то, что было два года назад – это абсолютно два разных Узбекистана, можно сказать, Узбекистан 2.0. И несмотря на весь негатив и алогичность некоторых шагов, мы всё равно получаем от государства вполне определенные сигналы в виде законодательных актов, инициатив, постановлений и т. д., смотря на которые мы понимаем, что движемся. Мне кажется, не нужно изобретать своего пути, но стоит обратиться к фундаментальным экономическим теориям и перестать пытаться перепрыгнуть этапы, которые нам необходимо пройти. Ведь государство – это огромный корабль, повернуть и разогнать который очень сложно.

Оставить комментарий